Чтобы искусство процветало, нужны меценаты

В России начинает возрождаться одна из исконных национальных традицийВот лишь несколько ярких примеров благотворительностиБлаготворительная акция передачи в дар Самаре живописных произведений русских художников ХХ столетия из частных коллекций одного из самых успешных самарских топ-менеджеров, председателя правления управляющей компании холдинга «Волгопромгаз» Владимира Аветисяна имосковского мецената и благотворителя, основателя ОАО «Арбат Престиж» Владимира Некрасова, о которой было объявлено на недавнем вернисаже выставки в галерее «Виктория» («СИ» за 18.06 с.г.), стала поводом поговорить о меценатстве и благотворительности и об их значении в культурной жизни Самары.Кто есть ктоВ быту между этими понятиями порой ставится знак равенства, в то время как к меценатам, строго говоря, причисляют поддерживающих только то, что связано с культурой, наукой и искусством, а к благотворителям – людей и целые сообщества, жертвующих на решение более широкого круга задач, например, в масштабах региона или страны в целом. Эти различия часто не столь очевидны и уж точно не имеют принципиального значения в рамках этого материала. Для определенности возьмем за основу постулат Станиславского: «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты».Люди, занимающиеся благотворительностью и меценатством, в России во все времена пользовались особым уважением. По определению это были успешные представители купеческого сословия, заводчики и предприниматели. К тому же - люди высокой внутренней культуры и порядочности, осознающие свою миссию перед обществом, что формировалось в них из поколения в поколение.Такая элитная в определенном смысле прослойка общества исчезла в нашей стране после революции, лишившись экономической основы своего существования. Не могла она возродиться и в лихие 1990-е годы: интеллекта и эстетических потребностей большей части фантастически быстро обогатившихся в мутных водах безвременья нуворишей – «новых русских» - хватало только на красные пиджаки и спортивные с лампасами штаны, в которых они щеголяли везде и всюду.Сейчас, в начале нового тысячелетия, ситуация, похоже, начинает выправляться, хотя ярких примеров меценатства и благотворительности по-прежнему не так много.Самарские благотворителиВ России во все времена было немало выдающихся меценатов и благотворителей. Достаточно назвать братьев Третьяковых, династии Бахрушиных и Морозовых, Сергея Дягилева, Савву Мамонтова.Хорошо известны и видные самарские подвижники в этой сфере. Вот лишь несколько примеров их благородной деятельности. Самарский губернатор Константин Карлович Грот, при котором было построено деревянное здание городского театра на Хлебной площади, передал в фонд местной публичной библиотеки более ста книг. Городской голова Петр Алабин также отметился меценатством на библиотечном поприще. Открывшейся в Самаре в 1860 году первой публичной библиотеке, насчитывавшей всего 800 книг и периодических изданий, он передал в дар более семи тысяч книг на разных языках, а также коллекцию автографов выдающихся людей эпохи Александра II, застраховав весь библиотечный фонд.Самарские купцы братья Шихобаловы помогли строительству рядом с Покровским собором городской больницы, где бесплатно лечили более половины амбулаторных больных. Братья содержали само здание больницы и ее медицинский персонал, приобретали необходимые инструменты и медикаменты. Один из братьев - Антон Николаевич Шихобалов являлся членом почти всех самарских благотворительных и многих просветительских обществ и за свою благотворительность был награжден золотыми медалями всех степеней, орденами Станислава и Анны, знаком Красного Креста, заслужил звание Почетного гражданина Самары.Купец Иван Михайлович Плешанов отдал территорию своей усадьбы под строительство Кафедрального собора. Владельцы особняка на пересечении нынешних улиц Фрунзе и Красноармейской Александр Георгиевич Курлин и его жена Александра Захаровна были в числе основателей Общества попечения о бедных детях-сиротах, оставшихся после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На средства купца Лаврентия Семеновича Аржанова в Самаре построено несколько зданий, в том числе инфекционная больница. В Самарском художественном музее имеются картины из коллекции Аржанова, а также его портрет кисти Владимира Маковского, который передала музею внучка Аржанова Вера Павловна Мизинова.В культурной жизни Самары глубокий след оставила благотворительная деятельность купца второй гильдии Константина Головкина, который принимал активное участие в открытии самарского кружка художников и в становлении в Самаре музейного дела. С 1891 года он организовывал выставки картин, а в 1897 году выступил инициатором создания художественного отдела Самарского городского публичного музея, превратившегося в 1930-е годы в самостоятельный художественный музей, основателем которого по праву можно считать Головкина. В 1907 году по инициативе Головкина была создана группа для разработки проекта городского Дворца науки и искусства, на строительство которого он намеревался пожертвовать 600 тысяч рублей, однако этот проект не был реализован. В 1921 году Головкин передал Самарскому обществу археологии, истории, этнографии и естествознания уникальную коллекцию произведений восточного искусства, костюмов, археологических и этнографических находок.Наши дни. Галерея «Виктория»А вот несколько примеров меценатства и благотворительности наших дней.Благодаря доброй воле известного российского предпринимателя председателя правления ОАО «Новатэк» Леонида Михельсона в 2005 году на культурной карте Самары появилась галерея современного искусства «Виктория». За прошедшие годы под непосредственным патронажем Леонида Михельсона и ОАО «Новатэк» в «Виктории» прошла череда уникальных выставок, каждая из которых явилась важным культурным событием Самары.В 2006 году в «Виктории» состоялась презентация одного из ведущих в мире аукционных домов Christies, который включил Россию в международный предаукционный тур избранных произведений предстоявших в Лондоне торгов «Выдающиеся картины русских художников». На привезенной в Самару выставке экспонировалось около двух десятков полотен мастеров живописи ХIХ - ХХ веков – лучшего, что предназначалось для лондонского аукциона. Среди них два полотна Ивана Айвазовского: «Рыбаки на крымском берегу» и «Отплытие судна в тумане» со стартовой стоимостью 500 - 800 тысяч долларов и картина Ивана Шишкина «Сосновый бор под Вяткой», оцененная в миллион долларов. О престижности акции свидетельствовал ее маршрут: Лондон - Париж - Самара - Лондон.На одной из выставок 2009 года были представлены двадцать семь первоклассных образцов русского авангарда начала ХХ века из собрания Московского музея современного искусства. В числе авторов - Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Ольга Розанова. Выставку, приуроченную к десятилетию музея, представлял его бессменный директор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели.Еще одна выставка 2009 года была посвящена творчеству одного из крупнейших русских художников ХХ века Кузьмы Петрова-Водкина. Все привезенные в Самару экспонаты – из основной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. На проведение этой выставки не случайно потребовалось специальное разрешение российского Министерства культуры: каждый из привезенных в Самару экспонатов был по существу бесценным. Это был первый случай предоставления государственным музеем ценнейших экспонатов из своего собрания частной галерее.Прошедшая в «Виктории» в 2010 году выставка «Александра Экстер. Ретроспектива» познакомила самарцев с творчеством одной из ярчайших звезд русского авангарда первой половины ХХ столетия, которая наряду с такими мастерами, как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, прославила его во всем мире. Выставка прибыла в Самару с «почетным эскортом» в составе исполнительного директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, ученых – исследователей творчества Экстер и Леонида Михельсона.Двадцать шесть полотен, привезенных в Самару в 2011 году на выставку «Беспредметность как новый реализм», возвратили зрителей в первую треть XX столетия – время ярчайшего всплеска русского искусства, представители которого по существу явились законодателями самых актуальных, новаторских направлений в живописи того времени. Одно из этих направлений – известный сегодня во всем мире русский авангард.А осенью 2013 года в залах галереи «Виктория» была развернута уникальная экспозиция «Искусство. Власть. Любовь. Советское искусство 1920-х - 1930-х годов», которая стала очередным совместным проектом Русского музея и галереи. Идея выставки принадлежала директору «Виктории» Людмиле Патратти. Выставка стала еще одним подтверждением слов председателя правления «Новатека» Леонида Михельсона о том, что галерея «Виктория» создавалась для того, чтобы о ней знали далеко за пределами Самары.Во славу родного краяНынешняя благотворительная акция Владимира Аветисяна – далеко не первая в его биографии. Почетный гражданин Самарской области Светлана Хумарьян, в течение многих лет возглавлявшая областное культурное ведомство, вспоминает неоценимую помощь, которую г-н Аветисян оказывал в 1990-е годы для реализации крупнейших культурных проектов, которые определяли привлекательность Самары и утверждали ее ведущее место в культурном пространстве страны.В числе таких проектов и прошедший в Самаре XVII Международный конкурс вокалистов имени М.Глинки 1997 года, председателем жюри которого была Ирина Архипова, и мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная в 1999 году в Самарском академическом театре оперы и балета под художественным руководством Мстислава Ростроповича.По личному приглашению Владимира Аветисяна в разные годы в Самару приезжали такие выдающиеся, блистающие на самых престижных оперных подмостках мира певцы, как бас Паата Бурчуладзе, сопрано Мария Гулегина и тенор Дмитрий Корчак. Благодаря Аветисяну в Самаре побывала и мировая звезда эстрады француженка Патрисия Каас.Важным событием в культурной жизни Самары стала передача Владимиром Аветисяном в 2012 году в дар областному художественному музею шести живописных полотен известных советских художников. Это три поздних работы Петра Кончаловского «Портрет хирурга Василия Кузьмича Трутнева» (1952 год), «Портрет токаря Константина Васильевича Сухарникова» (1952 год) и «Портрет геолога Олега Александровича Мазаревича» (1955 год) и три портрета художника советского андерграунда Анатолия Зверева: «Женский портрет» (1979 год), «Оксана Михайловна Асеева» (1979 год) и «Катя» (1974 год). Эти работы, как сказала директор музея Галина Рябчук, займут надлежащее место в коллекции музея.Активную деятельность Владимира Аветисяна как мецената отмечали еще первый Президент России Борис Ельцин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За большой вклад в социально-экономическое развитие нашего региона и в связи с 55-летием со дня рождения в 2012 году Владимир Аветисян награжден Почетной грамотой губернатора Самарской области.В нынешнем году в Самаре ожидается еще одно впечатляющее культурное событие: открытие музея рок-н-ролла Zvezda. Museum of Rock’n’Roll, инициатором создания которого является Владимир Аветисян.

Автор
Самарские известия
Автор фотографии
Интернет

Статьи

«Новатэк» сменит совет директоров по требованию Total

В повестку включены два вопроса — о досрочном прекращении полномочий членов…

Перетягивание бензина

Решение правительства о заморозке мелкооптовых цен на топливо изменило торговую…

Санкциями по России будут бить «точечно», но «сурово».

Новые антироссийские санкции США будут точечными, но не самыми жесткими,…

Конгрессмены рассказали о вероятной отсрочке санкций США против России

Конгресс вряд ли примет новый пакет санкций против России до конца года, пишет …

Кремль отказался считать меры Запада против России санкциями

Говоря о них, стоит использовать термины «ограничения» или «рестрикции»,…

«Газпром-медиа» пришел в киберспорт

«Газпром-медиа Развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ, входит в холдинг «…

Аналитика

«Яндекс.Касса» обслужит китайских туристов

Платежная система «Яндекс.Касса» ввела поддержку платежей через WeChat Pay —…

Нерусская рулетка

Мировой рынок нефти переживает суровые времена: цены на сырье только…

Сын калмыцкой степи

Кирсану Илюмжинову довелось руководить Калмыкией в самый тяжелый период…

Крупнейший онлайн-магазин продуктов «Утконос» провел ребрендинг

О ребрендинге «Утконоса» «Ведомостям» рассказал его гендиректор Максим Бахтин…

Уроки "Русала": чему западные санкции научили российские компании

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) провело во…

"Замучившиеся глотать пыль" российские олигархи богатеют быстрее всех в мире

Владимир Путин подписал закон, продлевающий период свободного перевода…

Акционеры "Мегафона" утвердили Геворка Вермишяна в должности гендиректора

Акционеры "Мегафона" на общем собрании утвердили Геворка Вермишяна в должности…

Мельниченко готовит побег?

В "Сибирской генерирующей компании" (СГК) сменилось руководство, — сообщает The…

Труба на юг

Этой осенью почти в половине регионов России - от Приморья до Краснодара -…

"Новатэк" поставил первую партию СПГ китайской CNOOC

Дочерняя компания "Новатэка" Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd поставила…

Фирма Абрамовича потребовала сменить совет директоров «Трансконтейнера»

ООО «Енисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова потребовало…

Строители завершили возведение опор железнодорожной части Крымского моста

Строители возвели все опоры железнодорожной части моста через Керченский пролив…

Придворные сделки

В прошлую среду около ста полицейских государства Монако собрались у Дворца…

Совет директоров "Новатэка" 14 ноября обсудит созыв внеочередного собрания акционеров

Совет директоров "Новатэка" 14 ноября планирует обсудить вопрос о созыве…

«Русский Уголь»: мировой спрос на энергетический уголь остается высоким

На мировых рынках сохраняется высокий спрос на каменный энергетический уголь из…