1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
$14.4
Михельсон Леонид ВикторовичМихельсон Леонид ВикторовичФридман Михаил МаратовичФридман Михаил МаратовичУсманов Алишер БурхановичУсманов Алишер БурхановичПотанин Владимир ОлеговичПотанин Владимир ОлеговичТимченко Геннадий НиколаевичТимченко Геннадий НиколаевичМордашов Алексей АлександровичМордашов Алексей АлександровичВексельберг Виктор ФеликсовичВексельберг Виктор ФеликсовичЛисин Владимир СергеевичЛисин Владимир СергеевичАлекперов Вагит ЮсуфовичАлекперов Вагит ЮсуфовичХан Герман БорисовичХан Герман БорисовичРыболовлев Дмитрий ЕвгеньевичРыболовлев Дмитрий ЕвгеньевичПрохоров Михаил ДмитриевичПрохоров Михаил ДмитриевичАбрамович Роман АркадьевичАбрамович Роман АркадьевичАвен Петр ОлеговичАвен Петр ОлеговичМахмудов Искандар КахрамоновичМахмудов Искандар КахрамоновичРашников Виктор ФилипповичРашников Виктор ФилипповичАбрамов Алексанр ГригорьевичАбрамов Алексанр ГригорьевичНесис Александр НатановичНесис Александр Натанович
$2.5
Кантор Вячеслав ВладимироваичКантор Вячеслав ВладимироваичГуцериев Михаил СафарбековичГуцериев Михаил Сафарбекович

Урочище памяти

Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор о трагедии Бабьего Яра
Версия для печатиPDF-версия

В этом году одной из самых чудовищных и бессмысленных в своей жестокости человеческих трагедий Второй мировой войны исполняется 75 лет. Название Бабий Яр превратилось в нарицательное для массового геноцида. Набирающая в последнее время тенденция переосмыслить и переоценить страшные события Бабьего Яра в сентябре 1941 г., помноженная на слабую или же откровенно тенденциозную научную разработку этой темы, становится питательной средой для разного рода как исторических, так и культурологических и политических спекуляций.

Вот как описывали трагедию очевидцы:

Они идут и идут… проходят перед глазами, как будто это случилось вчера. Эти люди – согбенные старики, которые уже все поняли и беззвучно шепчут молитвы посиневшими от предчувствия конца губами. Молодые мужчины, перекладывающие из руки в руку тяжелые узлы и чемоданы, – еврейским семьям приказали взять с собой ценности и теплые вещи на всю семью. Матери, не выпускающие ладошек своих детей, – этих непосед так легко потерять в этой бесконечной толпе. Сами дети, с любопытством вертящие головой по сторонам, – они еще не знают, что через какой-нибудь час их засыплет сырая земля Бабьего Яра.

Люди доходили до наспех сооруженных ворот, за которые их пропускали небольшими партиями. Перепуганных, не понимающих, что происходит, жертв вынуждали раздеваться донага, а затем дубинками гнали к вырубленным проходам в насыпи к краю глубокого оврага. На противоположной стороне ровными рядами стояли пулеметы, а из расставленных по периметру урочища громкоговорителей звучали веселые вальсы.

Десятки тысяч убитых. Десятки тысяч! Эти цифры с трудом доходят до нашего сознания. Всем нам приходилось хоронить близких, но мало кто из нас может представить себе даже сотню расстрелянных. А на окраине Киева, в урочище Бабий Яр, хранится или же развеян по ветру прах людей, которые в массе своей могли бы составить население целого города, такого, например, как Житомир или Винница. Тела убиенных заполнили Бабий Яр, растянувшийся на три с половиной километра. «Атмосферные осадки» – так назывались эти тела в зашифрованных полицейских отчетах.

Рейхскомиссар Украины Эрих Кох приурочил расстрелы в Бабьем Яру к еврейскому посленовогоднему Судному дню, во время которого Бог пишет для каждого книгу жизни. Из 120 000 расстрелянных выжить удалось только 29. «Наверное, я настоящий умер там, в Бабьем Яру, а то, что осталось, – искривленная тень», – говорил много лет спустя один из выживших, Рувим Штейн, которому в сентябре 1941-го едва исполнилось 14 лет.

«Здесь похоронены не только евреи, – сказал на митинге в Бабьем Яру известный писатель, фронтовик Виктор Некрасов. – Но только евреи были убиты за то, что они – евреи…» Да, Бабий Яр стал братской могилой не только евреев. Смерть в Бабьем Яру не разъединила и объединила все жертвы осужденной человечеством нацистcкой идеологии. Их палачами были не обездушенные маньяки – такие же люди, часто даже соседи по дому, ничем не отличавшиеся от тех же конторских служащих оккупированного Киева.

Истребление тысяч ни в чем не повинных граждан сами нацисты рассматривали как исключительно техническую задачу. Здесь они не воевали. Здесь – только убивали. Это была такая работа: убивать.

2 октября 1941 г. в Киев с инспекцией прибыл рейсхфюрер Генрих Гиммлер, которому глава украинского рейхскомиссариата Фридрих Еккельн доложил о результатах «гросс-акции». В Бабьем Яру впервые была отработана чудовищная технология уничтожения огромного количества невинных людей. Как мы знаем, впоследствии число жертв нацистов исчислялось миллионами. В то же время Бабий Яр, по сути, стал проверкой мировой реакции на геноцид целого народа, отсутствие которой развязало руки приверженцам нацистской идеологии. В Европе они совершили почти 6000 преступлений, по масштабам сравнимых с Бабьим Яром. Со скорбной даты 27 сентября 1941 г., по существу, и начинается холокост, в результате которого в лагерях смерти были уничтожены 6 млн евреев – половина всего еврейского населения планеты.

Подлинная, невыхолощенная история трагедии в Бабьем Яру обязана быть назиданием человечеству и ежедневно напоминать современникам о действительно существующей опасности сползания мирового сообщества на страшный и зачастую необратимый путь ксенофобии и антисемитизма. Особенно актуально это для стран, где на вылазки и провокации радикалов и националистов разной масти власть смотрит безучастно, а то и поощрительно.

Совершенно недопустимо спокойно относиться к попыткам отрицания холокоста, и в частности – к массовому уничтожению украинского еврейства в XX в. Нужно не только помнить страшные страницы нашей истории, но и активно бороться с любыми проявлениями ксенофобии, шовинизма и неонацизма в современном мире. К сегодняшним их проявлениям человечество не должно оставаться равнодушным. Годовщина Бабьего Яра уже в течение многих десятилетий является тем страшным уроком прошлого, который не может повториться. Коллективная память человечества не должна страдать провалами. Ее предназначение – делать все для того, чтобы преступления против человечности никогда не уходили в прошлое, никогда не умалчивались и никогда не оправдывались.

Трагедия Бабьего Яра является страшной страницей в истории человечества, у нее нет срока давности. Память об этом акте антисемитизма, расизма и ксенофобии недопустимо предавать забвению. Только сохраняя ее, мы можем быть уверены в мире и толерантном отношении народов друг к другу в будущем.

Голосов пока нет