1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
$14.4
Михельсон Леонид ВикторовичМихельсон Леонид ВикторовичФридман Михаил МаратовичФридман Михаил МаратовичУсманов Алишер БурхановичУсманов Алишер БурхановичПотанин Владимир ОлеговичПотанин Владимир ОлеговичТимченко Геннадий НиколаевичТимченко Геннадий НиколаевичМордашов Алексей АлександровичМордашов Алексей АлександровичВексельберг Виктор ФеликсовичВексельберг Виктор ФеликсовичЛисин Владимир СергеевичЛисин Владимир СергеевичАлекперов Вагит ЮсуфовичАлекперов Вагит ЮсуфовичХан Герман БорисовичХан Герман БорисовичРыболовлев Дмитрий ЕвгеньевичРыболовлев Дмитрий ЕвгеньевичПрохоров Михаил ДмитриевичПрохоров Михаил Дмитриевич
$7.6
Абрамович Роман АркадьевичАбрамович Роман АркадьевичАвен Петр ОлеговичАвен Петр ОлеговичМахмудов Искандар КахрамоновичМахмудов Искандар КахрамоновичРашников Виктор ФилипповичРашников Виктор ФилипповичАбрамов Алексанр ГригорьевичАбрамов Алексанр ГригорьевичНесис Александр НатановичНесис Александр НатановичКантор Вячеслав ВладимироваичКантор Вячеслав ВладимироваичГуцериев Михаил СафарбековичГуцериев Михаил Сафарбекович

Деньги и грезы. Участники списка Forbes пытаются зарабатывать на кино

  • Star
  • Star
  • Star
  • Star
  • Star

Объединив сети «Формула Кино» и «Синема Парк», миллиардер Александр Мамут стал недосягаем для остальных игроков рынка

Выставку «Кино Экспо» оцепили бойцы Росгвардии, а внутри был выстроен тройной кордон из сотрудников полиции. Осенью 2017 года перед предпремьерным показом «Матильды» зал обследовали кинологи с собаками, зрителям пришлось пройти двойной досмотр. Беспрецедентные меры безопасности были связаны с угрозами сжигать кинотеатры за показ скандального фильма. Миллиардер Александр Мамут  решил и вовсе отказаться от проката картины в своих киносетях. Страсти вокруг «Матильды» постепенно улеглись, и демарш Мамута участники рынка восприняли как фальстарт. Между тем именно ему удалось сделать то, чего не смог ни один другой бизнесмен из списка Forbes. Объединив сети «Формула Кино» и «Синема Парк», Мамут стал недосягаем для остальных игроков.

Прагматик Фридман

В 2014 году бывший вице-президент ТНК-BP Александр Каплан впервые посетил совет директоров «Формулы Кино», рассказывает участник совещания. Пока шло заседание, топ-менеджер «Альфа-Групп» изучал отчетность киносети. Когда он наконец поднял глаза, его лицо выражало недоумение. «Не могу понять: это доллары или рубли?» — спросил Каплан. Отчетность была рублевая. «И что это за бизнес у вас? — не скрывал он удивления. — Я смотрю, думаю, доллары, да и то как-то мало». Больше на советах директоров «Формулы Кино» он не появлялся. Получить комментарий Каплана Forbes не удалось.

Основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман  любит кино, его клуб «Цвет ночи» на Патриарших прудах славился кинопоказами, но «Формулу Кино» миллиардер рассматривал исключительно как бизнес. Киносеть досталась «Альфе» в 2012 году. К тому времени менеджеры А1 уже шесть лет вникали в кинобизнес. В 2006 году инвестподразделение «Альфы» купило петербургскую киносеть «Кронверк» у банкира Владимира Когана.

В начале 2000-х на одном из совещаний с промышленниками президент Владимир Путин поручил влиятельному финансисту и своему знакомому по Санкт-Петербургу взять шефство над проектами Минкульта, вспоминает бывший менеджер «Кронверка». Одним из них была «кинофикация страны», под эту идею в 2001 году и был создан «Кронверк». В 2005 году Коган получил очередное предложение от президента: перейти на госслужбу и возглавить строительство питерской дамбы. Банкир согласился и выставил свои активы на продажу (помимо киносети это были футбольный клуб «Зенит», банк «Санкт-Петербург» и Промстройбанк СПб).

«Кронверк» рассматривался как точка входа на интересный и перспективный рынок, поясняет управляющий директор А1 Андрей Вон. Покупка сети обошлась в $20–25 млн. «Была идея купить базу и потом наращивать долю рынка путем поглощений», — подтверждает бывший сотрудник А1. Однако после «Кронверка» других вариантов для покупки не представилось: две другие крупные сети, «Синема Парк» и «Каро», не продавались. «А все остальное было либо не очень форматным, либо дорого стоило», — рассказывает собеседник Forbes.

Тогда А1 решила мыслить глобально и за $28,5 млн купила 51,9% турецкой сети AFM (32 кинотеатра). Для управления кинотеатрами был создан холдинг Eurasia Cinemas, который возглавил основатель AFM Аднан Акдемир. Турецкий менеджмент обладал многолетней отраслевой экспертизой, рассказывает Вон: «Мы считали, что они носители более продвинутых знаний и технологий». Однако турки предпочитали проводить время в Лас-Вегасе и Амстердаме, а в России появлялись от силы четыре раза в год.

«К 2010 году «Кронверк» стал превращаться в «Авианову» (убыточный проект А1 по созданию лоукостера. — Forbes)», — иронизирует киноменеджер Юрий Кириллов. Он вошел в совет директоров «Кронверка» по приглашению своего друга Михаила Хабарова, который возглавил А1 в конце 2010 года.

«Кронверк» был не в лучшей форме», — признает Вон. За 10 лет большинство кинотеатров (к 2011 году их было 16) устарели. В итоге А1 избавилась от турецкой сети и менеджмента, а реанимировать кино было решено за счет еще одного приобретения. Остановились на «Формуле Кино»: эта московская сеть с хорошими локациями идеально дополняла «Кронверк», который был лидером в Петербурге.

Идея основать киносеть (будущую «Формулу Кино») в 1998 году возникла у двух коммерсантов, Юрия Гагарина и Артура Прашковича, после того как оба установили у себя дома домашние кинотеатры с системой Dolby Digital. Гагарин договорился с директором кинотеатра «Стрела» Валерием Бабицким об аренде, а Прашкович привлек старого знакомого и бывшего спортсмена Владимира Захарова в качестве инвестора. «Открылись с помпой», — вспоминает Гагарин. Запуск обошелся примерно в $1 млн. С раскруткой помогла коммерческий директор радиостанции «Серебряный дождь» Наталья Синдеева.

Следующим советским кинотеатром, перезапущенным партнерами по схожей схеме, стал «Горизонт». Проект снова финансировали за счет знакомых, рассказывает Гагарин. В этот раз основными инвесторами выступили Владимир Киселев и Олег Воюш. К 2000 году партнеры арендовали у города уже 11 кинотеатров и назвали свою сеть «Империя кино». «Мы проехали почти все городские кинотеатры, пытались договориться с директорами, чтобы убрать все эти салоны по продаже люстр, автосалоны», — ностальгирует Гагарин. Дела шли настолько хорошо, что в 2001 году Гагарин с партнерами объединили свои кинотеатры с сетью «Каро». К 2004 году выручка объединенной сети превысила $50 млн. И серьезные деньги внесли раздор между партнерами.

Первым из бизнеса вышел Прашкович, за ним последовал Воюш, в 2005 году распался и союз с «Каро». К концу 2010 года «Формула Кино» открыла три знаковых кинотеатра — в московских ТРЦ «Европейский» и «Афимолл» и питерском ТРЦ «Галерея», но конфликт между партнерами не затухал. Тогда на Гагарина и вышел Юрий Кириллов и предложил сделку.

А1 полгода вела переговоры с Гагариным и Киселевым,  закрыли сделку 30 декабря 2011 года. «Альфа» купила 56% «Формулы Кино» примерно за €30 млн. Дисконт был огромным, считает Гагарин, но он был рад покончить с корпоративным конфликтом. Захаров же стал партнером А1 и после слияния с «Кронверком» получил блокпакет в объединенной «Формуле Кино».

За счет слияния EBITDA «Формулы Кино» выросла на 42% в первый же год, утверждает Вон. «Мы решили, что свою функцию как профессиональные инвесторы выполнили, и выставили сеть на продажу», — говорит он.

Хотя, возможно, акционеры «Альфы» разочаровались в кинобизнесе. «А1 рассчитывала, что «Формула Кино» будет генератором наличных по аналогии с X5. Но масштабы продуктового ретейла и кинобизнеса несопоставимы», — говорит бывший топ-менеджер «Синема Парка» Кирилл Иванов. «У «Альфы» всегда есть идея вырастить слона — компанию с капитализацией $1 млрд», — считает Кириллов. При этом весь оборот российского кинопроката не достигает этой цифры. «Это просто не соответствовало масштабам «Альфы», — подтверждает один из акционеров консорциума.

Было более десяти потенциальных покупателей, рассказывает бывший сотрудник А1: от фондов-владельцев «Каро» (РФПИ и Baring Vostok) до английских инвесторов. Интерес проявлял и тогдашний руководитель «Газпром-­Медиа» Михаил Лесин. «Первичная воронка была достаточно интересная», — подтверждает другой сотрудник А1. «Но после присоединения Крыма в одну секунду все покупатели пропали», — вспоминает его бывший коллега.

Романтик Потанин

Новый, 2004 год уже отгремел, а из торгового центра «Калужский» раздавался нетипичный для конца января грохот. Гости, среди которых были дети Владимира Потанина F 8 Анастасия и Иван, собрались в спальном районе Москвы на открытии первого «Синема Парка». Не хватало режиссера Никиты Михалкова. Из-за снегопада председатель совета директоров «Синема Парка» попал в автомобильную аварию и четыре часа прождал в метели автоинспекторов.

Дети Потанина забрели на торжество неслучайно. В конце 1990-х их отец и его партнер по «Интерросу» Михаил Прохоров всерьез интересовались инвестициями в медиа. Потанин разглядел в кинопрокате одну из точек роста и поручил гендиректору входящей в «Интеррос» «Профмедиа» Вадиму Горяинову присмотреться к этому бизнесу.

Потанин поставил условие, вспоминает бывший топ-менеджер «Синема Парка» Кирилл Иванов: миллиардер был готов инвестировать в этот бизнес только в том случае, если будет взята западная модель. После консультаций с IFC (подразделение Всемирного банка) было решено с нуля строить сеть из мультиплексов. Менеджмент предложил сделать акцент на регионы, $50 млн на развитие предоставила «Профмедиа», еще $20 млн — кредит IFC. Никита Михалков помогал договариваться насчет площадок, рассказывает Горяинов: «Он серьезный лоббист и главный человек в кино».

Знакомые Потанина утверждают, что он искренне любил этот проект. В интервью каналу НТВ, которое в 2010 году Потанин давал в новом «Синема Парке» возле легендарной «Горбушки», он признавался, что всегда любил ходить в кино и бизнес кинотеатров ему «очень нравится».

По итогам 2010 года 19 кинотеатров «Синема Парка» посетило 12 млн зрителей, а сама сеть заняла второе после «Каро» место по количеству кинозалов. Не прошло и полугода, как киносеть Потанина, целиком доставшаяся ему после раздела бизнеса с Прохоровым, вырвалась, по данным «Невафильм Research», в лидеры рынка, купив шесть кинотеатров Kinostar de Lux у одного из пионеров российского кинопроката Пола Хета, по оценкам, за $170 млн.

Однако в 2011-м большинство активов «Профмедиа» было выставлено на продажу. «Ожидания от медиабизнеса были выше, чем результаты», — объясняет сотрудник «Интерроса». Покупателя искали два года, пока в конце 2013-го телевизионные и радийные активы «Профмедиа» не выкупила «Газпром-Медиа». Тогда глава госхолдинга Михаил Лесин интересовался и «Синема Парком». Более того, Лесин параллельно вел переговоры с А1 о покупке «Формулы Кино», которую намеревался объединить с киносетью Потанина. Но сделка с Потаниным не состоялась из-за разногласий по цене.

Более гибким оказался миллиардер Сулейман Керимов F 21. Продав акции ПИК, «Уралкалия» и ВТБ, он решил воплотить в жизнь идею Лесина. Миллиардер хотел создать крупнейшего игрока на рынке и диктовать голливудским мейджорам свои условия: делиться с ними четвертью сборов от продажи билетов вместо традиционных 50%.

Потанин оценивал свою киносеть в $300–350 млн (с учетом долга), говорит источник на кинорынке. Реальная цена сделки была в два раза ниже, утверждает другой участник рынка. Покупателем «Синема Парка» стал сын Керимова Саид. Затем миллиардер нацелился на «Формулу Кино». Переговоры с «Альфой» длились почти год, но договориться стороны не смогли. Керимов расплатился с Потаниным долларами и из-за скачка курса в конце 2014 года переплатил вдвое. «Эта проблема нисколько не волновала «Альфу», — отмечает участник переговоров. Вопрос и вовсе отпал, когда на горизонте замаячил очередной олигарх.

Филантроп Мамут

Еще один киноэстет из списка Forbes Александр Мамут не любит смотреть кино в торговых центрах. Особенно его раздражает, когда во время показа хрустят и жуют. Поэтому попкорн в его «Пионере» на Кутузовском проспекте не продается. «Пионер», который задумывался как «уютный кинотеатр для артхауса», Мамут запустил в 2009 году. Двухзальный кинотеатр, построенный в 1950-х в жилом доме, Мамут арендовал у московских властей и отреставрировал. Вложить в «Пионер» пришлось около $8 млн, часть суммы внес старый друг Мамута Роман Абрамович F 12. А когда другой соратник Абрамовича Сергей Капков возглавил московский департамент культуры, «Пионеры» появились в столичных парках — в Центральном им. Горького и в «Сокольниках».

Инвестиции в «Пионеры» никогда не окупятся, считает менеджер Мамута: проект балансирует на грани рентабельности. В 2016 году, по данным «Контур Фокус», «Пионер» показал 3,9 млн рублей чистой прибыли, но четыре года до этого был убыточным.

Филантропия Мамута не осталась незамеченной. В конце 2016 года московские власти передали миллиардеру в управление старейший в городе кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади. С инициативой выступил сам Мамут, хотя ремонт, по его оценке, обойдется не менее чем в 1 млрд рублей и окупится через 10 лет.

«Художественный», безусловно, будет прибыльным бизнесом, отмечает знакомый Мамута: «Но это больше венчурная филантропия, нежели коммерческая инвестиция». «Саша умеет зарабатывать на гуманитарных проектах, — иронизирует другой знакомый Мамута, — 100 м от метро «Арбатская»! Сажаешь две «Кофемании», и все окупается за несколько лет».

Проект привлекателен еще и тем, что с момента открытия «Художественного» ставка аренды снижается до символического 1 рубля за кв. м в год. Вскоре треть проекта отошла «Открытие Холдингу», который контролировал банк «Открытие» (Мамут — один из миноритариев банка) до начала его санации. Впоследствии еще треть в проекте получил Абрамович, утверждает знакомый Мамута. По его словам, акционеры в равных долях уже внесли 300 млн рублей. Представитель банка «Открытие» переадресовал вопросы в «Открытие Холдинг», его представитель Алексей Карахан от комментариев отказался. В интервью Forbes Александр Мамут сказал, что единственный соинвестор проекта — Абрамович.

Бремя Лидера

Солнечным майским днем около сотни гостей 70-го Каннского фестиваля разбрелись в тень тентов рядом с небольшой сценой. Публика наполовину состояла из иностранных журналистов. На их присутствии настоял Мамут, со сцены провозгласивший, что у российского кинопроката меняется имидж, и презентовавший свою киносеть из 75 кинотеатров, принадлежавших ранее «Формуле Кино» и «Синема Парку». За спиной миллиардера виднелся слоган «Number one for everyone». Чтобы стать номером один, Мамут потратил не только деньги, но и целый год на переговоры.

Миллиардер вступил в дело, когда понял, что Керимов не договорился с «Альфой» о покупке «Формулы Кино». Он лично вел переговоры с Керимовым и Фридманом. Ситуация осложнялась тем, что в «Формуле Кино» назревал корпоративный конфликт. Сооснователь киносети Владимир Захаров перестал доверять менеджменту А1 и отказывался садиться с партнерами за один стол. «Он опасался, что с ним могут обойтись несправедливо. И вообще не очень хотел выходить из бизнеса», — рассказывает знакомый Захарова. Мамуту пришлось персонально договариваться с миноритарием.

«Мамут, если захочет, кого хочешь убедит», — признает его одноклассник и бывший партнер Александр Лебедев. На покупку двух киносетей Мамут потратил около $250 млн. Часть средств предоставил банк «Открытие». Сделки были закрыты за несколько месяцев до того, как Центробанк ввел в «Открытии» временную администрацию. Сейчас Мамут пытается рефинансировать кредит «Открытия» в Сбербанке, рассказали Forbes источники на кинорынке и в самом госбанке.

Покупка «Формулы Кино» и «Синема Парка» моментально вывела Мамута в лидеры кинопроката. По данным «Невафильм Research», на киносети миллиардера приходится около 14% кинозалов в стране. Второй по величине игрок «Премьер-зал» отстает более чем в два раза.

И лидер рынка уже пытается диктовать производителям свои условия. С 1 сентября «Рамблер.Касса», входящая в Rambler & Co Александра Мамута, ввела 10%-ную наценку на онлайн-продажи билетов в кинотеатры миллиардера. Зритель платит «Рамблер.Кассе» за удобство, объясняет Мамут: «Он может выбрать сеанс, кинотеатр, место, может не спешить и приехать ровно к началу киносеанса». Кроме того, сервис требует инвестиций, а значит, должен зарабатывать, добавляет один из менеджеров миллиардера. В середине сентября его сети под давлением директоров кинотеатров, с весны получавших письма с угрозами, отказались от проката «Матильды».

Игроки рынка неоднозначно восприняли инициативы миллиардера. С «Матильдой» киносеть Мамута повела себя несолидно, считает Юрий Кириллов: «Первой прогнулась». Странно выглядит и комиссия «Рамблер.Кассы», удивляется Кирилл Иванов: «Люди покупают в интернете, потому что это дешевле». Наценку раскритиковали и голливудские мейджоры, расценив ее как попытку залезть к ним в карман. В итоге киносети Мамута лишились двух премьер от Universal Pictures и возможности продавать через «Рамблер.Кассу» билеты на «Убийство в Восточном экспрессе» от 20th Century Fox.

Одна из главных черт Мамута — он способен меняться, отмечает его знакомый. Миллиардер продемонстрировал это качество, когда после встречи с режиссером «Матильды» Алексеем Учителем его киносети показали картину. Комиссию тоже придется снизить, считает Кириллов.

Впрочем, Мамут уже в плюсе. Только за счет объединения EBITDA его сетей по итогам 2017 года вырастет в полтора раза, до 3 млрд рублей, прогнозирует источник, близкий к миллиардеру. От объединения можно выиграть один раз, отмечает инвестор в киносети. Но в целом это «копеечный бизнес, который несопоставим с суммой инвестиций».

«У Мамута во главе угла стоит доля рынка», — уверен Иванов. Участники рынка рассказали Forbes, что менеджеры миллиардера проявляют интерес к другим сетям. В частности, ведут переговоры с сетями «Каро» и «Люксор». «Смотрим на возможные приобретения», — подтверждает менеджер Мамута. В планах нарастить количество залов до 800 (сейчас 622). Крупнейшего игрока можно будет продать с премией к рынку.

Сейчас бизнес в таком состоянии, что говорить о продаже неправильно, возражает Мамут. По его словам, весь 2018 год уйдет на «работу по оживлению» — рекламы, репертуара, маркетинга. В зависимости от результатов Мамут будет планировать дальнейшие инвестиции. При этом он подчеркивает, что кинобизнес — это не только кинопоказ: «Это онлайн-кинотеатр, собственное кинопроизводство, кинопрокат, реклама». К этим составляющим миллиардер тоже обещает присмотреться. В 2017 году кинокомпания Мамута «Пионер» выпустила в прокат несколько фильмов, включая «Тесноту» Кантемира Балагова. А в ноябре стало известно, что Rambler & Co планирует запустить онлайн-кинотеатр.

Автор
Сергей Титов . При участии Данила Седлова
Автор фотографии
Семен Кац

Популярные материалы

05-10-2016
Правдами-неправдами, при поддержке областных чиновников, дельцы от…
14-04-2014
Российский олигарх с восточными корнями Сулейман Керимов известный любитель…
17-12-2015
Влиятельные люди России нередко живут в стиле восточных султанов, имея…
16-05-2016
Недавний арест миллиардера Дмитрия Михальченко мог удивить не тем, что взяли…
24-07-2017
Неизвестная компания заявила в пятницу, что готова выкупить у Алексея Мордашова…

Выбор редакции

06-12-2017
У него есть все — у российского олигарха Романа Абрамовича. Предположительно 10…
16-11-2017
Олигарх консолидировал 2% акций главной компании республики и теперь, возможно…
14-11-2017
Олигархи и бывшие главы государств стекаются к Путину. Дело в том, что у него и…
09-11-2017
Российские компании приспособились к новой реальности и научились привлекать…
08-11-2017
Скандальный раздел имущества бывших супругов Потаниных оставил ряд вопросов у…

Неординарные личности весь архив

17-01-2018
Сейчас сложно себе представить, что на месте стадиона и парка ФК «Краснодар» еще пять лет назад было голое поле. Жители города прозвали стадион «Краснодарским Колизеем», по праву считая его…
17-01-2018
Приватизация банков "ФК Открытие" и Бинбанка может оказаться "сложной историей", а ориентация на государственные банки может быть опасна. Об этом заявил председатель совета директоров банковской…
17-01-2018
Вслед за авиакомпаниями о резком росте пассажиропотока отчитались и российские аэропорты. Лидером рынка третий год подряд остается московский Шереметьево, обслуживший более 40 млн пассажиров, впервые…
17-01-2018
Он является региональным отборочным этапом X Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест», который пройдет в Москве с 7 по 9 марта, и FIRST Russia Open-2018, который пройдет в Перми 15-17…
17-01-2018
Третьим претендентом на покупку энергоактива стала «Сибирская генерирующая компания» Одна из компаний Олега Дерипаски подала заявку на приобретение у «Энел Россия» (входит в итальянский концерн Enel…

Политическая аналитика весь архив

17-01-2018
Таджикистан, как и большинство соседей по региону, мировым бизнес-сообществом относится к emergency markets. Это означает, что Таджикистан является экономикой с высокими рисками невозвратности…
17-01-2018
Компания «Магнит», основанная краснодарским бизнесменом-меценатом Сергеем Галицким, закончила размещать акции для продажи. Как ранее писал «Блокнот Краснодар», компания «Магнит» в 2017-м году…
17-01-2018
Резонансное дело стартовало в арбитраже, где сторонами конфликта оказались «Башкирская сетевая компания», госорганы РТ и «Сетевая компания» Неожиданный и довольно дерзкий удар по «джентльменским»…
17-01-2018
Президент металлургической компании НЛМК Олег Багрин покидает свой пост, следует из сообщения компании и пояснений ее представителя. Совет директоров НЛМК созвал внеочередное собрание акционеров,…
17-01-2018
Керимов, банкротство ВЭБа и Донбасс. В деле предстоит разобраться Генпрокуратуре. Туда обратился коммунист Валерий Рашкин. Он напомнил о том, что в свое время Внешэкономбанк инвестировал в убыточные…